Встречаем юбилей вместе #16
Великий Устюг,
ул. А.Угловского, д.1,
ЗАО "Северная чернь" +7 (921) 060-85-35
Москва, 
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, 2 подъезд, офис 4013 +7 (921) 066-86-09
Москва,
ул. Большая Тульская, д.13
ТРЦ Ереван Плаза, 1 этаж
+7 (921) 230-58-52
Ваша корзина пуста
/ Встречаем юбилей вместе #16

Встречаем юбилей вместе #16

01/11/2022

История развития чернения началась еще в V веке до н.э. Наиболее развитой она была в племенах Причерноморья, живших на севере. Наибольшую популярность техника чернения приобрела в X веке н.э., а именно - в городе Чернигове. Позднее чернение как мастерство распространилось далеко за пределы русских земель.

Ремесленники Великого Устюга в XVIII веке создали целую школу по обучению мастерству чернения металла. Именно они считаются основоположниками современной техники. Уникальные кольца из черненого серебра, сделанные мастерами из Великого Устюга (Вологодская область), пользовались спросом. Мастера-ювелиры владели многочисленными тонкостями ремесла, но свои знания они передавали по мужской линии своим приемникам. Стоило черненое серебро достаточно дорого, поэтому позволить себе такие изделия могли только обеспеченные люди. В доме каждого состоятельного человека была посуда, выполненная по этой технике, оружие, украшения для женщин и мужчин.

Арбат Юрий писал: «Чернь – это своеобразный способ украшения серебра. Мастер берет металлическую пластинку для брошки, чарку, солонку и гравирует, вырезает на них узор. Но это еще только пол работы. Надо сделать так, чтобы выгравированный рисунок отлично выделялся, стал черным, и этот цвет не сходил. Выгравированный узор покрывают для этого черной кашицей – смесью смолотого в порошок и смоченного водой состава: серебра, свинца, меди, серы, поташа, буры и соли. Серебряный предмет с узором накаляют, черневая смесь, наложенная на него, плавится, заполняет углубления – бороздки гравировки – и припаивается к серебру. Лишнюю чернь счищают, шлифуя, и на серебре остается красивый черный рисунок, который невозможно уже уничтожить. Посмотришь – как будто прежняя серебряная пластинка, прежняя ложка, а от черневого рисунка она стала нарядной, узорной. Ее и в руках-то держать приятно! Кажется, известен состав – возьми и сделай. Но создание черни – это тайна немногих. Все дело в том, как смешать, в какой пропорции, в какой последовательности и когда перестать плавить. Мастера, которым досталась эта тайна, передаваемая из поколения в поколение, берегли ее пуще глаза.:

«Приехал в Великий Устюг какой-то великий князь, и захотелось ему побывать у старого мастера: об удивительной работе Михаила Кошкова знали и в столице.

– А чернь не отлетит? – спросил важный гость, рассматривая готовую брошку.

Он не понимал, что этим сомнением наносит кровную обиду мастеру.

Кошков исподлобья посмотрел на князя, молча взял серебряную брошку с уже нанесенным на нее черневым узором, положил на наковальню и с размаху ударил молотком. Он бил, не жалея сил. Великий князь видел, что брошка расплющивалась, становилась длиннее и шире. К его величайшему изумлению, равномерно увеличивался и черный рисунок.

Мастер отер рукавом лоб, покрытый каплями пота, и протянул князю брошку. Ни единого кусочка черни не выпало, а рисунок расплылся во все стороны.

Так Михаил Иванович Кошков наглядно показал, что такое его «чернь вечной прочности».

Начало работы для Кошкова являлось таинством, событием огромного значения. К мастерству он относился с трепетным уважением. Несколько дней постился, шел в баню и уж только после этого, запершись в комнате и проверив, плотно ли закрыты двери и даже ставни на окнах, приступал к составлению черни. Он долго смешивал составы – «колдовал», как говорили завистники.», - описывает в своём очерке Юрий Арбат.

Соотношение каждого ингредиента старые мастера великоустюгского промысла передавали из поколения в поколение. И сегодня древняя технология в неизменном виде применяется на заводе «Северная чернь».

По материалам: Арбат, Ю. Вечная прочность // Светлый Север : Рассказы и очерки о русском Севере, его людях и его народном искусстве. – Вологда, 1970.

На фотографии Манефа Дмитриевна Кузнецова (составитель черни). Обучалась у М. П. Чиркова и у М. А. Угловской граверному и черневому делу.

Составление черни Кузнецова МД.jpeg