Встречаем юбилей вместе #20
«Первым опытом иллюстрирования литературных произведений стали рисунки к серебряным изделиям на сюжеты сказок, стихотворений А.С. Пушкина, посвященные 100-летию со дня гибели великого поэта.
Больше полугода готовил художник рисунки. Он без конца делал наброски, эскизы. Это была та черновая работа, о которой, как правило, никогда не подозревает зритель. Огромный, медленный, кропотливый труд! Не раз туманный запоздалый зимний рассвет заставал художника, все еще сидящего за столом. Он гасил свет, уходил на берег Сухоны, подолгу стоял на холодном ветру и, изрядно продрогнув, шел обратно и снова садился за стол. «Когда я работаю над пушкинскими сюжетами, я не чувствую своих лет, – говорил Евстафий Павлович корреспонденту газеты «Правда Севера» (6 февраля 1937 г.), – возьмем любую поэму, любое стихотворение Александра Сергеевича, в них столько увлекательных сюжетов, что хочется работать, работать, не уставая...»
Последний рисунок уложен в папку. Всего их свыше тридцати. В работу приняты семнадцать (некоторые рисунки гравированы на серебро только в I949 году)…
Немало остроумия, изобретательности вложил Шильниковский в композицию рисунков. Создавая рисунок для изделий прикладного искусства, художник обязан учитывать форму предмета. Перед нами суповая серебряная ложка. Украшается сферическая сторона ложки и черенок. Главную сцену композиции Шильниковский размещает на выпуклой части ложки, узкий орнамент связывает главную сцену с рисунком на черенке.
В зависимости от того, какое настроение хочет передать художник, он изменяет и фон рисунка, делая его или совершенно черным, или оставляет светлым, радостным фоном серебра.
Газета "Правда Севера" от 06 февраля 1937 года пишет:
"Евстафий Павлович Шильниковский выкладывает на стол обрезки плотной бумаги. На них рисунки напоминающие форму столовых ложек. Да ведь это и в самом деле ложки! Но какие? Каждая из них отрывок из поэмы. Каждая — художественное произведение. Евстафий Павлович с некоторой как бы небрежностью показывает плоды своих трудов. Бессонных ночей, долгой, усердной, кропотливой работы. Ясно видно, что небрежность эта деланная, что художнику дороги эти кусочки бумаги, испещренные затейливыми рисунками, как дорого отцу своё любимое дитя. Под стеклами очков поблёскивают ещё молодые глаза, и, несмотря на иней в длинных непокорных волосах, несмотря на седину маленькой клинообразной бородки художник выглядит действительно молодо.
Но не странно ли: Пушкин и ложки? Какая тут может связь? И что всё это значит? Очень просто: великоустюгская артель Северная чернь вздумала приготовить к пушкинским дням великолепный подарок. Она выпускает серию ложек с рисунками Шильниковского на тему произведений великого поэта."
Из воспоминаний мастера "Северной черни" Марии Алексеевны Угловской:
«Когда принесли к нам в мастерскую рисунки пушкинской серии изделий, мы встретили их прямо с восхищением. Все мы знаем и любим Пушкина. Знакомые образы его поэм и сказок мы будем проявлять на серебре. А в груди где то точил червячок — справимся ли? Рисунки были очень сложны и трудны для воспроизводства. Однако взялись за работу. И сделали как-будто неплохо.
Серия для парижской выставки и пушкинская серия явились для нас экзаменом, и одновременно внесли новую струю в нашу работу. Мы стали передавать на серебре не только цветочки и простые виды, но и высокохудожественные рисунки. Ведь мы живем в такой стране, в которой искусство цениться как нигде в мире. Живем мы теперь хорошо, а дальше ещё будем лучше жить. Значит наш промысел будет ещё больше развиваться, так как народ потребует больше предметов, украшающих его жизнь. Мы должны дать высокохудожественные прочные изделия.»
В работе над пушкинской серией черневых изделий принимал участие весь коллектив артели. Мастера П. Угловская, М. Хохлова, М. Мелентьева - гравировали рисунки. М. Угловская производила процесс чернения и окончательную отделку, Г. Корсаков золотил вещи. Заготовкой полуфабрикатов руководил Р. Говоров. Общее руководство принадлежало Е.П. Шильниковскому и М.П. Чиркову.
Но вот изделия закончены и отправлены в Москву. Через несколько дней артель получила телеграмму: «Пушкинская серия изделий «Северной черни» принята на Всесоюзную выставку, посвященную памяти А. С. Пушкина». Это была первая крупная победа коллектива артели. Прошло еще немного времени, и следующая новость – артели предложили принять участие на Всемирной выставке художественных промыслов в Париже.»
Информация взята из открытых источников