Встречаем юбилей вместе #7
Великий Устюг,
ул. А.Угловского, д.1,
ЗАО "Северная чернь" +7 (921) 060-85-35
Москва, 
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, 2 подъезд, офис 4013 +7 (921) 066-86-09
Москва,
ул. Большая Тульская, д.13
ТРЦ Ереван Плаза, 1 этаж
+7 (921) 230-58-52
Ваша корзина пуста
/ Встречаем юбилей вместе #7

Встречаем юбилей вместе #7

20/04/2022

Манефа Дмитриевна Кузнецова — мастер черневого дела


«Еще в начале 30-х годов прошло века «Чернь» стала молодежной артелью. Именно молодежи передал единственный мастер по чернению серебра свои секреты и хитрости редчайшего своего ремесла. Первой наследницей тайны химического состава черни и способа ее приготовления стала молодая работница артели Мария Александровна Угловская. Однажды мне повезло: живая хранительница былой истории «Северной черни», ныне живущая в Москве, повстречалась мне на заводе. Вот что она рассказала о его судьбе, о жизни тех, кто был у истоков уникального предприятия.

«Да, именно нам: мне и Говорову Рафаилу, передал Михаил Павлович Чирков свой секрет – рецепт черневого состава. Говоров Рафаил умер молодым, не дожив и до 30 лет... Затем, еще при жизни Чиркова, узнала эту немалую тогда тайну Кузнецова Манефа Дмитриевна (ныне на пенсии, живет в Устюге). Хоть Михаил Павлович и был человеком добрым, однако секрет свой он не очень-то охотно открывал. Зато граверному делу обучал охотно и всерьез.», - пишет Сергей Багров в книге «Сполохи: Были и легенды», 1990 год.

Манефа Дмитриевна Кузнецова очень успешно освоила художественное ремесло, особенно процесс составления черни. С 1938 года Манефа Дмитриевна самостоятельно составляет и плавит чернь. С 1946 года работает мастером бригадиром черневого процесса.

Условия труда рабочих артели в 1930-х – 40-х годах оставляли желать лучшего. По цехам процессы не были разграничены. В общих мастерских находилась граверная и лаборатория, здесь же выполняли и другие процессы, за исключением кузнечных (кузнечный горн находился во дворе мастерской). Механизация отсутствовала, все работы выполнялись только вручную.
Чернь варили на древесном угле. Пыли и грязи от него было предостаточно, вспоминала М. Д. Кузнецова. Варили чернь на глазок, вентиляции не было, ходили черные от сажи. Измельчали чернь в ступке, большие куски разбивали зубилом.

Ассортимент изготовляемой продукции был небольшой: 1933 год – 11 наименований; 1934 год – 7; 1936 год– 7; 1937 год – 6; 1938 год – 8 и так далее. Все это отрицательно сказывалось на выполнении артелью производственных планов. Например, с плановым заданием 1935 года артель справилась только на 54,2% и работа артели была признана неудовлетворительной. С производственными планами артель не всегда справлялась и в последующие годы.

Придавая исключительное значение развитию старинного художественного промысла чернения по серебру в городе Великий Устюг, президиум Всекопромсовета 9 октября 1935 года вынес специальное постановление, в котором указывалось, что:

а) для подготовки квалифицированных кадров при артели организовать профшколу, на оборудование которой из фонда Всекооппромсовета отпустить 25 000 рублей;
б) Институту художественной промышленности отобрать двух талантливых учеников, оканчивающих художественный техникум, и направить их в артель «Северная чернь» для приобретения опыта у мастера Чиркова М. П.;
в) ассигновать артели безвозвратную ссуду из средств Всекооппромсовета 10000 рублей на изготовление художественных образцов (использовать имеющиеся лучшие старые образцы и создавать новые);
г) создать необходимые условия знаменитому мастеру черневого дела М. П. Чиркову.

Некоторые пункты этого постановления были осуществлены лишь с течением времени, что-то не получило воплощения, но необходимый задел для дальнейшего развития промысла был сделан именно в эти годы.

Совещанием представителей Института художественной промышленности от 26 сентября 1936 года артели был предложен следующий ассортимент изделий.

В первую очередь: наперстки, ложки чайные, ложки десертные, мундштуки из мамонтовой кости в черневой оправе, широкие браслеты;

во вторую очередь: кольца для салфеток, портсигары, запонки.

На фото:
1. Кузнецова Манефа Дмитриевна (1913–2005), крестьянка из деревни Жигулево Великоустюгского района. Обучалась у М. П. Чиркова и у М. А. Угловской граверному и черневому делу.
2. Шкатулка «Гимн труду» («Стройки коммунизма»), Всероссийский музей декоративного искусства

Евстафий Павлович Шильниковский
Валентина Александровна Якушева (гравёр)
Александр Евграфович Титов (ювелир)
Манефа Дмитриевна Кузнецова (черневик)
Вологодская область, Великий Устюг 1960-е годы

Кузнецова МД2.jpg